Что такое вариатор? Вариатор –
это механическая бесступенчатая передача. Он используется для плавного
изменения частоты вращения ведомого вала. В основном на всех типах
мотороллеров установлен клиноременный вариатор. Он состоит из ведущего
шкива, ведомого и клиновидного ремня и работает только в зависимости от
количества оборотов двигателя, не реагируя на нагрузки (например при
подъеме в гору, нагрузка на заднее колесо увеличивается, а передаточное
число остается неизменным), что является одним из его недостатков.
Начнем с самого простого. Почему клиновидный ремень?
Из рисунка слева видно, что ремень в разрезе имеет трапециевидную форму
и "вклинивается" в шкив только своими боковыми поверхностями. При
износе этих поверхностей, благодаря своей форме, он врезается глубже в
шкив и все равно остается в хорошей сцепке с ним.
Как изменяется передаточное число?
Устройство ведущего шкива (ведущий шкив вращается коленвалом) таково,
что его щеки при воздействии центробежных сил плавно сжимаются и
выталкивают клиновидный ремень все дальше и дальше от центра шкива.
Ведомый же шкив при этом наоборот, разжимается, и ремень на нем плавно
утопает все ближе и ближе к центру шкива. Чем больше обороты двигателя
- тем больше сжимается ведущий шкив и разжимается ведомый, тем самым
меняя передаточное число от коленвала к заднему колесу. Этот процесс
хорошо виден на этих рисунках:
Двигатель не запущен.
Малые обороты двигателя.
Средние обороты двигателя.
Максимальные обороты двигателя.
На рисунках показаны также положения клиновидного
ремня в разрезе на ведущем шкиве (слева) и ведомом (справа) при разных
режимах работы двигателя.
Как устроен ведущий центробежный шкив вариатора? Довольно просто! Разберемся в его конструкции, показанной на рисунке:
Ведущий центробежный шкив вариатора.
1 - неподвижная щека шкива, жестко прикрученная к
цапфе (хвостику) коленчатого вала 5 болтом 8 с шайбой 6. Клиновидный
ремень 2 размещен между щеками 1 и 3. Щека 3 устроена так, что свободно
перемещается на валу 5. Перемещают ее ролики 4 которые упираются в
упорную и неподвижную щеку 9. Под воздействием центробежной силы,
ролики 4 расходятся от центра вала 5, тем самым сдвигая щеку 3 ближе к
щеке 1 и выталкивая ремень 2 дальше от вала 5. Положения роликов 4 и
щеки 3 на разных оборотах двигателя Вы уже видели на четырех рисунках
выше. Дальше вступает в работу автоматическое сцепление, которое находится в сборе с ведомым шкивом.
Источник: http://www.moto.com.ua/ |